КОНТРОЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА КРЫМА
MOUNTAIN RESCUE OF CRIMEA
 
Сегодня: Воскресенье, 25 февраля 2018 г.

ЧП в пещере Монастырь-Чокрак (Крым, Караби-яйла) 19.01.2013г.

официальная информация от спасателей!

         

19.01.2013
Все началось как обычно. Субботний вечер. Ожидание вкусного ужина. Планы на воскресенье. И в 16.50 звонок от коменданта Контрольно-спасательного поста «Метеостанция Караби» Геннадия – «у нас беда…». Я мог ждать чего угодно – поломался дизель, ушла вода из колодца, потерял ключ от бани… Но когда я услышал: в Монастыр-Чокрак упал автомобиль Опель Фронтера» я узнал, что такое разрыв шаблона… Это – невозможно в принципе. Никогда... Никак... Никогда!!!

Информация следующая. На метеостанцию пришел участник группы, который сообщил о том, что в пещеру, в которой находились 5 человек, упал автомобиль. Сам... Полный бред…

         

В 17.15 с метеостанции к месту происшествия направили двух человек с радиосвязью, один из них – внештатник КСС, для конкретизации проблемы и определения первоочередных действий. В это время из Симфа выехал первичный спасотряд в составе начальника КСС, врача и двух спасателей. Время – 18.00

18.20. От разведки с места происшествия приходит информация – все правда. Покатившийся в пещеру автомобиль травмировал девушку, находившуюся у входа, на первом участке, и улетел вниз.  На дне – двое парней, К и Э. В колодце в момент падения авто на разных уровнях было три человека – на глубине до 10 м – участница Н, на глубине около 20 м – участник А, руководитель группы, и на глубине около 60-65 м – участница С. Как стало понятно позже, падающее авто травмировало Н, затем сорвало с креплений веревки, что и привело к падению на дно колодца А и С.

Ремарка для тех кто не в курсе. Монастыр-Чокрак – это колодец, конфигурацией напоминающий бутылку, самое узкое место которого – около 4 метров в диаметре. А дальше – без малого 80 метров свободного полета…

Следы автомобиля на поверхности..
 
То что осталось от авто..

20.00. Первичный спасотряд организует трассу спуска. В это время прибывает вторая машина – еще 4 спасателя достаточно высокой квалификации и начальник КСО Симферополя.

21.02 Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщают, что А мертв, а С пребывает в достаточно тяжелом состоянии. Ситуацию осложняет текущий бак с бензином – вонь жуткая, плюс опасность взрыва.

 
С. оказывается первая помощь, в стороне от упавшего авто, как можно дальше выбирается ровное место под организацию лагеря для пострадавшей, установка тента из изофолии.
 
Наверху в форсированном режиме готовится трасса транспортировки, согласовывается схема доставки к пещере еще одной бригады «Скорой», прибывают дополнительные силы и снаряжение – еще 3 авто с десятью спасателями, примерно полкилометра веревки.

Оказание помощи пострадавшей С...
 
Мероприятия по оказанию помощи...
21.30 Участница Н, к моменту прибытия спасателей выбравшаяся самостоятельно на поверхность, с предварительным диагнозом «травма (возможно перелом) коленного сустава», на автомобиле Тойота в сопровождении троих спасателей направляется к воинской части, где в 22.54 ее встречает бригада «Скорой» из Белогорска. Оперативность – выше всех похвал, спасибо бригаде, и начальнику управления МЧС по Белогорску за своевременное прибытие медиков. Н отправляется в больницу Белогорска.
 
22.25 К эвакуации на поверхность готовятся невредимые участники К и Э.
23.54 На поверхность поднят К.

20.01.2013
00.49 На поверхность поднят Э.
 
У пострадавшей С предполагаются травмы таза и плеча и, следовательно, опасная для жизни кровопотеря. Первое требует транспортировки в горизонтальном положении с максимальной осторожностью, второе – наиболее возможное сжатие сроков до капельницы. Совмещение – технически невозможно.

Очень осложняют работу сломанные деревья и вывороченные автомобилем при падении глыбы, в неустойчивом равновесии замершие в верхней части колодца. Принимаем решение в пользу первой посылки – гарантировано комфортная транспортировка с сопровождением с использованием классической тросовой техники с помощью лебедки. Потеря во времени компенсируется плавностью и надежностью.
 
02.02 Начата транспортировка носилок с С.
         
03.18 Не без проблем, но С оказывается на поверхности. Ура, живая! Мы это сделали! Грузим носилки в Тойоту (как максимально комфортный и мягкий из имеющихся автомобиль), там С попадает в руки медиков, которые более часа дожидались ее на морозе и ветру.
03.36 Начата транспортировка С в больницу г.Белогорска. Струйные вливания не прекращали даже на ходу, когда машина уже ехала к асфальту.
 
Далее – проще и страшнее. Нужно поднять на поверхность тело нашего товарища, которого мы давно знали, с которым ходили в походы и выезжали на спасательные работы, за которым знали разные грешки и которого ценили за преданность делу и искренность. Никому не пожелаю.
         
04.34 Пока ждем носилки, в которых увезли С (без носилок тело А из-за множества травм транспортировать нельзя, а носилки такие у нас, да и в Крыму вообще, только одни), на поверхность поднимаем вещи и снаряжение, находящиеся на дне пещеры – в разбитой машине и вокруг.
06.00 Наконец-то приехали носилки. спускаем их вниз. Упаковываем тело А.
06.51 Начинаем транспортировку носилок наверх. Так же, трос и лебедка.
         
07.20 Носилки на поверхности
08.05 С верхней страховкой, принимаем остатки снаряжения, доктора и спасателей снизу.
09.38 Все наверху. Слава Богу. В мозгу продолжает биться – «Упал в пещеру автомобиль. Бред. Так не бывает». Но увы…
 
Собрались, потихоньку поехали в цивилизацию.
Мы сделали все что было нужно. Мы сделали все, что было возможно. Не исключаю даже, что немножко больше. Я знаю, что мы ничем не могли помочь ему. Но я никогда не забуду, что мы ему не помогли.
         
В спасательных работах принимали участие 19 сотрудников КСС и 5 единиц техники:

Внештатные сотрудники:
Александр Ищенко
Андрей Бородкин
Андрей Долиновский
Андрей Кустов
Виктор Гриценко
Виктор Навроцкий
Виктор Ященко
Денис Слепченко
Дмитрий Потехин
Иван Файчук
Наталья Наумова
Сергей Пошивальник
Юрий Федосеев

Штатные сотрудники:
Александр Литвинов
Игорь Порожняк
Константин Васютенко
Сергей Концов

Руководитель работ под землей - Владимир Мельников
Руководитель работ на поверхности - Козлов Максим
         
Спасибо всем спасателям! Большое спасибо начальнику Белогорского управления ЧС за организационную помощь в вопросах взаимодействия с милицией и медициной. Отдельная благодарность бригадам «Скорой помощи» Белогорской больницы за верность своему делу, это, по нынешним временам, редкость, увы…

Некоторые сложности для непосвящённых: труднодоступность места аварии для транспорта, сложные метеоусловия (дождь, после снег и обледенение), тяжесть травмы одной из пострадавших, большое количество паров бензина в пещере, большая глубина пещеры.
 
         

Обсуждение и комментарии на нашем форуме: http://www.x-crimea.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=1341
Фотографии с места работ в галерее: http://www.x-crimea.com/forum/gallery/album.php?album_id=101

Использование данной информации обязательно с сылками на источник!

Все остальные публикации являются либо перепечатками данной информации либо собственными домыслами журналистов!

         
         
 

Описание событий одним из очевидцев:

Я ехала в Крым, чтобы как и на майские праздники офигительно провести время на караби с друзьями, которых давно не видела. Ну и в пещеры сходить. Я Лёше написала, что хочу приехать, он обрадовался, потому что знал моё огромное стремление и желание ходить в пещеры, причём ему со мной тоже было интересно, т.к. по верёвкам я бегаю быстро и даже помочь могу. Мы решили, что в субботу спустимся с новичками в монастырь, а в воскресенье пойдём уже что-то для себя, в «дружбу», например… а в понедельник я хотела успеть ещё и на море съездить.

Всё обернулось совсем не так. Всё будет так, как мы не хотим, как говориться…
Честно говоря, я помню практически каждую мелочь, всё, о чём мы разговаривали в последние 2 дня, над чем смеялись и что делали, но не знаю, стоит ли писать об этом.
В воскресенье утром мы проснулись, собрали все вещи, закинули в машины и выдвинулись к пещере «монастырь». Вообще было как-то лень туда идти, что для меня обычно не свойственно… Но план есть план. По дороге останавливались фотографироваться, я попросила меня сфотографировать за рулём Лёшкиной машины, он ещё спросил «Чё, нравится машина?!» я говорю «ага!», он вообще очень ей радовался и рассказывал, что много сил в неё вложил.

В общем приехали, поставили машины, неспеша оделись, спустились к колодцу, Лёха начал навешивать верёвки, т.е. начало навески срт, потом кинул сотку вниз (для ребят новичков), репартидор для того, чтоб я там на точке страховала новичков с верхней страховкой. Мы в это время ждали на верху. Лёшка вылез, объяснил мне , что мне необходимо делать, объяснил ребятам как спускаться на решётке. Я спустилась на несколько метров вниз, застраховалась на точке, протянула верёвку через восьмёрку. Наверху Лёша давал ребятам важные советы по поводу спуска. Затем спустили ребят, я ещё в шутку ругалась на Лёшу, типа «какого чёрта я тут вишу, обвязка жмёт, верёвка мокрая, тяжёлая, я устала выбирать её, всё ты виноват и т.п.», а он смеялся и отвечал «да, да, я тоже тебя люблю». Мы пели песни, чтоб веселее было, затем стали Светку спускать, у неё там что-то запуталось, но мне уже не видно было, видимо её крутило как-то на спуске и страховочная верёвка обвилась вокруг другой, не знаю… Я об этом Лёше сообщила и он стал спускаться к Свете, навешивая себе трассу срт дальше и крича какие-то песни, я ещё не знала, что вижу его в последний раз.

Я не знаю сколько минут прошло, но затем я услышала звук машины и подумала: «странно, в такое время кто-то кроме нас приехал в пещеру» и практически сразу увидела машину, которая, ломая деревья, уже набрав скорость, летит прямо в колодец, соответственно точно на меня. Это был полнейший шок, потому что, находясь в пещере, можно ожидать много опасностей, но никак не падающую на тебя машину. Я начала что-то кричать, не знаю что, наверное матом, честно, я думала, что меня просто раздавит об стену. Нужно было, конечно, сгруппироваться, может меня и не задело бы вовсе, но там было не сообразить… это всё секунды. Эта картина стоит перед глазами, на меня машина летела дном, я прям видела как крутятся колёса. Короче она полетела вниз, врезаясь в стены пещеры и переворачиваясь по ходу движения, выглядело всё очень страшно, там же метров 80 вниз. Я не могла поверить, что жива, чувствовала, что левая нога не работает, но это была такая мелочь. Я обернулась вниз, кричала ребятам, живы ли, слышала голоса, но не слышала Лёшиного, я только увидела порванную верёвку на трассе срт, на которой, скорее всего, был Лёша. Я до конца надеялась, что он всё-таки был где-нибудь на точке и его не задело. Потом прибежал Саня, хотел меня вытащить, но мне на тот момент хотелось доверять только себе и я стала как-то вылезать, сразу сказала ему, что внизу всё серьёзно и чтоб он звонил спасателям. Сашка ещё кричал ребятам, они, видимо подтвердили, что надо вызывать ксс, и он побежал на метео, т.к. телефонов у нас не было. Потом я часа 2 или 3, не знаю сколько, специально не смотрела на часы, пыталась не замёрзнуть наверху, корила себя тем, что не могу никак помочь ребятам внизу (хотя, моё бездействие, на самом деле, было лучше помощью… а то мало ли что со мной бы ещё случилось), мучалась от ужасных мыслей, потому что понимала, что если бы Лёша был впорядке, он бы кричал бы нам и всё нормально организовал бы там внизу , я ещё не знала, что там не осталось верёвок вообще.

Потом прибежали ребята, которые были на метеостанции, утеплили меня как могли, открыли 2ую оставшуюся машину и сообщили информацию на метеостанцию. Огромное им спасибо за поддержку, я хотябы не начала сходить с ума. Через час уже приехали врачи и первые спасатели. Я знала, что нас спасут. И спасут быстро. Потому что я знала некоторых людей из ксс. Но я не была уверена, что всех поднимут живыми…

У меня теперь два дня рождения. Мне жутко повезло, это просто невероятно. Хорошо, что Света жива, я очень переживала за неё, ей тоже очень повезло. Мне сейчас хреново не от того, что теперь проблемы с ногой и т.п., хреново от того, что там остался друг, а я действительно, не могла ничем помочь. Мы всё делали правильно, никто не мог предположить, что поедет машина. Я не знаю, что это.. судьба? Как такое вообще могло произойти? Как будто специально…выбрали именно эту пещеру, в которую так легко упала машина.
Я знаю, что от этого не легче, но, я уверена, что Лёша был счастлив перед смертью.
Друг, ты навсегда останешься у нас в сердцах, я люблю тебя.

Наталья Пономаренко

 
А.Гончаренко перед спуском в пещеру   Последнее фото Алексея
       
      Фото из архива КСС Крыма и участников группы